Vashe Zilye Alanya

Что такое ТАПУ?

ТАПУ –  это свидетельство о праве собственности, выдаваемое как местным, так и иностранным гражданам при покупке недвижимого имущества на территории Турецкой республики.
Право собственности может быть оформлено как на физических, так и юридических лиц. Возрастных ограничений на право владения имуществом нет: в Taпу вписывают и взрослых, и детей. 

Собственность оформляется как на одного человека, так и на нескольких. Согласно турецкому законодательству, каждый собственник, прописанный в Taпу, при условии согласия всех остальных владельцев имущества имеет право продать свою долю. 

Виды ТАПУ в Турции
Реестровый лист выдается на основании подписанного акта купли-продажи недвижимости и полного расчета между продавцом и покупателем. 
В Турции предусмотрено 2 вида ТАПУ, каждый из которых выдается в зависимости от типа приобретаемого недвижимого имущества.     Для земельных наделов с готовой постройкой предусмотрен Taпу красного цвета, для участка без какого-либо здания – синего. 

В красном ТАПУ прописываются такие сведения, как:
-    адрес объекта недвижимости;
-    координаты и состояние земельного участка;
-    тип и характеристики недвижимого имущества;
-    кадастровая стоимость объекта;
-    данные о предыдущих владельцах и новом собственнике;
-    площадь приобретенного участка;
-    дата выдачи и регистрационные данные ТАПУ;
-    печать и подпись уполномоченного лица Управления кадастра и другие важные сведения.

Информация в Tapu синего цвета заполняется та же, но уже касаемо участка земли. 
Важно озвучить, что с 2018 года в Турции появился новый образец ТАПУ. На текущий момент в республике используются новые и старые бланки титульного листа, потому как не всем кадастровым управлениям удалось оперативно пустить в обиход обновленные образцы.

Кем выдается ТАПУ

Все документы, связанные с приобретением недвижимого имущества в Турецкой Республике, обязательно оформляются в Кадастровом Управлении — государственном органе, гарантирующем их законность и действительность.

Важно! Выдается документ TAPU на турецком языке, поэтому процедура оформления документа иностранному гражданину осуществляется в присутствии присяжного переводчика. Подпись государственного переводчика заверяет легитимность процедуры.
Представитель кадастрового комитета вписывает покупателя в кадастровую книгу, после чего выдает на руки документ на государственном бланке.

Сколько стоит оформление ТАПУ?

Стоимость оформления ТАПУ в Турции на 2022 год ориентировочно составляет от €1 000 до €2 000, в зависимости от типа приобретаемого имущества (квартира, особняк, земельный участок, коммерческое помещение и т. д.). 

Итоговая сумма устанавливается государственными службами с учетом:
-    гербового сбора;
-    единоразового налога на недвижимость, который составляет 4% от прописанной в ТАПУ стоимости;
-    ежегодных и ежемесячных налоговых ставок на имущество, размер которых незначительный.

Процедура получения ТАПУ иностранцем 

До получения свидетельства покупатель должен закрыть все вопросы с покупкой недвижимости: выбрать объект, провести независимую оценку стоимости, оформить страховку, подписать договор купли-продажи и перевести продавцу деньги. 
Только после этого подаётся заявление на получение ТАПУ, для оформления которого покупатель и продавец должны вместе прийти в кадастровые органы и подписать документы об отсутствии претензий. 
Разберём по шагам, как оформить ТАПУ в Турции.

Шаг 1: Выбрать недвижимость
Сначала покупатель подбирает недвижимость с учётом ограничений для иностранцев: 
иностранцам может принадлежать не более 10% площади района, находящегося в частной собственности (границы районов определяются государством);
на территории административных образований разрешается покупка земельных участков площадью не более 2,5 га, для приобретения иностранными физическими лицами недвижимого имущества совокупной площадью свыше 30 га на территории Турции необходимо разрешение Кабинета министров. 
Исключение — недвижимость, полученная путём наследования. 
Иностранцам не разрешена покупка недвижимости в военных закрытых районах и зонах безопасности;

Шаг 2: Проверка и покупка недвижимости
Подходящие по критериям выбора объекты недвижимости нужно проверить на наличие обременений: судебного ареста, залоговых обязательств, приоритетного права выкупа или права проживания. 
Стоит обратить внимание и тип регистрации, указанный в ТАПУ. 
Пометка Kat İrtifakı в ТАПУ означает предварительную регистрацию по утверждённому плану строящегося проекта и застройщику ещё предстоит сделать второй этап регистрации. 
Если же стоит пометка Kat Mülkiyeti, то квартира окончательно зарегистрирована в жилом фонде.
Иногда покупателям предлагают квартиры в недавно построенном доме с Kat irtifakı. Это может означать, что были допущены отклонения от проекта и объект пока не получил разрешение на эксплуатацию от муниципалитета. Даже если расхождения с проектом незначительны, оформление права собственности на такой объект может затянуться, поскольку застройщик должен сперва устранить замечания по госэкспертизе. 

Чтобы избежать неприятных сюрпризов, перед сделкой мы рекомендуем проверять проектную документацию и все виды обременений. 
Если все документы в порядке и покупателя все устраивает, он открывает счёт в турецком банке, подписывает договор-купли продажи, оплачивает покупку и получает турецкий ИНН

Шаг 3: Провести оценку стоимости недвижимости
Для получения ТАПУ в Турции требуется оценка рыночной стоимости недвижимости, которую проводят по международным стандартам. Эта процедура призвана защитить интересы инвесторов, которые смогут узнать реальную стоимость недвижимости и не стать жертвой мошенников. 
В свидетельстве ТАПУ указывается стоимость по итогам оценки (кадастровая стоимость), даже если фактическая цена сделки была выше. Это может быть выгодно для собственника, ведь налоги и сборы за оформление свидетельства ТАПУ начисляются от оценочной стоимости.

Шаг 4: Застраховать недвижимость
Для получения ТАПУ также потребуется полис обязательного страхования от ущерба после землетрясений и прочих стихийных бедствий — DASK. 
Стоимость зависит от многих параметров: площади недвижимости, типа постройки и сейсмической активности в районе. Например, страховка для новой квартиры площадью в 100 м² в Стамбуле будет стоить около 18 евро в год, в Аланье, где сейсмическая активность ниже — около 7 евро.

Шаг 5: Подать заявление на получение ТАПУ
Для оформления ТАПУ в Турции нужно подготовить следующие документы:
-    загранпаспорт, срок действия которого истекает не ранее чем через полгода с момента подачи заявки;
-    4 фотографии размером 3х4;
-    турецкий ИНН;
-    сведения о счёте в турецком банке;
-    отчёт об оценке недвижимости;
-    страховка DASK;
-    доверенность на законного представителя, если владелец не может присутствовать лично.
Оформить документы на получение свидетельства о собственности можно лично или через доверенное лицо в Кадастровом управлении Турции. После принятия документов от Управления придёт смс-сообщение с назначенной датой визита для подписания документов. 

Шаг 6: Оплатить пошлины и налоги
После принятия документов владельцу нужно оплатить налог на переход права собственности, который составляет 4% от кадастровой стоимости недвижимости.

Шаг 7: Подписать документы на получение
В назначенный день покупатель и продавец, или их доверенные лица, приходят в кадастровое управление по месту расположения недвижимости. Если кто-то из участников сделки не говорит по-турецки, то на встрече должен присутствовать государственный переводчик.
На встрече покупатель и продавец сообщают об отсутствии претензий друг к другу, после чего в государственную книгу регистрации недвижимости вносятся данные о новом владельце. Покупатель становится полноправным владельцем недвижимости.
Через несколько дней ТАПУ будет готов. В среднем процесс оформления длится до трёх недель.